<<на главную

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ИЗ ТРАВЯНИСТЫХ ВОЛОКОН

 

Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особен­но надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна. Их гибкость и прочность давно оце­нили птицы. Например, клест всег­да ищет крапивник, чтобы благоус­троить свое зимнее гнездо. Воробей нет-нет да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утепленном еще с осени гнезде. Весной заготовку строймате­риала в крапивнике вовсю ведет си­ница ремез. Ее гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ра­киты. Оно настолько прочно, что не разрушается по нескольку лет. Уж не эти ли пернатые умельцы надоуми­ли и человека использовать прочные эластичные волокна крапивы?..

Подобно льну и конопле, крапи­ва — одно из самых древнейших во­локнистых растений, которые чело­век научился обрабатывать.

Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и кана­ты, плели рыболовные сети. На за­падном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыбо­ловная сеть, сплетенная из крапив­ных нитей еще в каменном веке.

Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спас­ла от злых чар братьев, превращен­ных в диких лебедей. По совету до­брой феи она нарвала крапивы, раз­мяла ее стебли, напряла нитей, а за­тем изготовила из них рубахи-коль­чуги, вернувшие братьям человечес­кий облик. В сказке отразилась дав­няя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной якобы оберегать челове­ка от злых чар и дурного глаза, а так­же исцелять от различных болезней. Недаром из крапивной пряжи вяза­лись носки, которые носили при рев­матических болях, пояса, применя­емые при радикулите и мигрени.

Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладис­тые лен и конопля. Однако память о крапиве как о волокнистом растении все же сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детс­ких играх. В одном этнографическом сборнике XIX века сообщалось: «В деревнях Рязанской губернии девоч­ки пряли волокна из крапивы для по­лучения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, — гото­вых ниток матери не давали». Воз­можно, с педагогической точки зре­ния матери поступали весьма мудро, и не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали  детей к рукоделию, ремеслу. Остается толь­ко гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрос­лые давно забыли?.. Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрос­лыми. Даже в наше время их исполь­зуют для прядения ниток, предпочи­тая покупным, коренные жители Кам­чатки и Приамурья. Прочные и долго­вечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных из­делий наряду с крапивными нитями применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста. Дово­льно часто используют и другое во­локнистое растение, растущее на пус­тырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С за­готовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, раз­деляют ее на волокна, сушат и уби­рают на хранение. Часть заготовлен­ного материала окрашивают отва­ром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волок­нам глянец, в красящий раствор до­бавляют рыбий жир. Чередуя в оп­ределенном порядке темные и свет­лые волокна, мастера украшают по­верхность изделий  выразительными геометрическими узорами.

- В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешко­вину и многое другое. В народе рас­тение нередко называли дикой коноп­лей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории на­шей страны с IX века, называемы­ми пенькой. В наше время пенька не­заменима при изготовлении морс­ких канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за нарко­тических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. Вполне возможно, что в недалеком будущем ученые смогут заменить ее культурным видом кипрея узколис­того, волокна которого имеют сход­ные свойства. Возможно, настанет черед и крапивы, ну а пока, следуя примеру наших пращуров, изгото­вим своими руками крапивную ку­дель.

 

 

КРАПИВНАЯ КУДЕЛЬ

Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабаты­вать лен, коноплю. Крапиву — тоже, если делать это, как и положено, осенью. Тогда ее нужно высушивать, потом долго вымачивать, снова вы­сушивать, чтобы получить наконец ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в пер­вой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа — хлесткие дожди, росы, из­морозь, туманы и зимние оттепели — поработала за вас...

Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляют мелкие ветки и засохшие листья. Чтобы проверить качество полученной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в несколь­ких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.

ОБМИНАНИЕ. Обработку трес­ты начинают с обминания ее в спе­циальных мялицах. От того, на­сколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой — предупреждала кресть­янская поговорка. Мялицу, или мял­ку, для обработки небольшого коли­чества тресты в домашних условиях можно сделать самим — она состоит    из четырех деталей (рис. 1а).    К деревянному основанию  толщиной 20 мм прикрепляют шурупами две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов. Рычаг, или било, снизу слегка заос­тряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь ос­нование мялицы укрепляют шурупа­ми на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре. За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с одно­го из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания трес­ту слегка поворачивают и продвига­ют немного вперед. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.

Обминание тресты идет более спо­ро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трехвальные мялки (рис. 1б). Хотя рабо­тать на них можно и одному, вдвоем все же удобнее и быстрее. Один закла­дывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обмя­тые стебли, называемые повесмом.

 

Рис. 1

 

ТРЕПАНИЕ. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — дере­вянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — ее треплют специальной трепалкой (или трепа­лом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Тре­палки (рис. 2а) вырезают из твер­дой древесины дуба, клена и березы. Нанося трепалкой по повесму час­тые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (рис. 26). Обычно после такой об­работки оставшиеся частицы кос­трики легко отслаиваются. Их оста­ется только вытрясти, ударяя пуч­ком повесма о круглую деревянную палку (рис. 2в) или ребро скамьи.

Рис. 2

ОШМЫГИВАНИЕ. Особенно трудно отделяются от повесма ве­щества, находящиеся между волок­нами в верхнем слое стебля. Их мож­но окончательно разрушить и уда­лить способом ошмыгивания.

Рис. 3

 

Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки неболь­шой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (рис. 3а). Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчай­шие пылевидные частицы. Освобож­денные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значи­тельное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (рис. 36). Щипцы состоят из двух березо­вых дощечек, соединенных полоской листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно за­жать в мялице рычагом-билом. Од­нако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с ва­ликом-эксцентриком (рис. 3в). Тем более что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки воло­кон — чесании. Закрепленные волок­на захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому. На сле­дующем этапе пучок волокон пере­ворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец, освобожденный из зажима, и пере­ходить к чесанию волокон.

 

 

ЧЕСАНИЕ. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пря­жа.

Рис. 4

Для отделения длинных волокон от средних и коротких в старину ис­пользовали большие кленовые греб­ни, укрепленные на подставках. Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — ма­ленькими гребенками и щетками, из­готовленными из свиной щетины. Сам процесс расчесывания и разгла­живания мычека, или мочек, назы­вался мыканием. Он требовал боль­шого терпения, усидчивости: надо было аккуратно расчесать и разгла­дить буквально каждую прядь воло­кон. Отсюда и пошли известные вы­ражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные. Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно рас­чесывать обычными металлическими и пластмассовыми гребенками, име­ющимися в продаже. Прежде чем начать чесать, осторожно укладыва­ют одну прядь к другой. Чесать на­чинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (рис. 4 а). При этом на рас­ческе остаются короткие волокнис­тые очески — изгребь. Волокна сред­ней длины, вычесываемые волося­ными щетками, назывались пачеся­ми, а оставшиеся длинные волокна— куделью (рис. 4 б). Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафа­ны, рубахи, скатерти, полотенца, пос­тельное белье и другие тонкотканые изделия. Из изгребья и пачесей (ина­че — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким пере­плетением нитей — веретье и рядни­ну, использовавшиеся для хозяйствен­ных нужд. Из грубых волокон, кото­рые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили веревки и кана­ты, использовали как паклю для про­кладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами. Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке — отва­ре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изде­лия из изгребья и пачесей иногда вы­мачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микро­бов. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раст­вор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными.

 

 

 

<<на главную

 

Hosted by uCoz